News Stories

Когда, кому и как досадили павликеане? Часть 5

Бог всех, Господь Иисус Христос,
Непререкаем ты как Сын живого Бога,
Ты озаряешь солнцем добрых всех и злых,
На равных взвешивая участь их и горе.

Часть 1: http://geoclub.info/kogda-komu-i-kak-dosadili-pavlikeane-chast-1/

Часть 2: http://geoclub.info/kogda-komu-i-kak-dosadili-pavlikeane-chast-2/

Часть 3: http://geoclub.info/kogda-komu-i-kak-dosadili-pavlikeane-chast-3/

Часть 4: http://geoclub.info/kogda-komu-i-kak-dosadili-pavlikeane-chast-4/

Грикор Нарекаци написал эти строки в X веке, опираясь на гораздо более древний, чем христианство, период веры армян, где Солнце являлось символом Бога. В стихах Нарекаци, да и у армян в целом, заметно четкое представление о равном отношении Создателя ко всем, как в семье – отношение отца ко всем детям. Именно отца. Не об иерархии, но о родстве идет речь в евангельских текстах, и армяне обращаются к Господу «Հայր մեր», как в дальнейшем и русские братья во Христе – «Отче наш», никогда не видя в нем страшного судью. Нет, это не злопамятный и жестокий Яхве, гораздый посылать кары небесные за неисполнение любого своего каприза, а именно Отец – любящий, приходящий на помощь в трудную минуту, если позовешь. Но строгий и требовательный. Всё – как в семье.

А вот для англичан христианский бог – это Lord, и ни одному англиканцу или протестанту и в голову не придет назвать его Father. Там это дело строго регламентировано: Отцом имеет право называть Бога исключительно Иисус, и только в рамках мюзикла Jesus Christ. Вне сцены Иисус – всего лишь харизматичный душка-еврей, а христиане – всего лишь гои, что поклоняются мертвому еврею. Об этом уже в открытую заявляют адепты созданной папой Иоанном Павлом II орденской структуры неокатахоминатов, и в унисон – все преподаватели школ разнообразных каббал. Да и папа Франциск заявил на днях, что половину дня он возносит иудейские молитвы, а полдня – христианские. И здесь не можешь не вспомнить масштабную фигуру Тараса Бульбы, что называл врагов своего народа «католическими недоверками». Ведь в основе гоголевской метафоры понимание, что не верят они, неправославные, а подчиняются корпоративным правилам, как бы ни называлась корпорация – хоть католицизм, хоть иудаизм, хоть англиканство, хоть протестантизм – один черт. Свят-свят!
Из древних текстов становится ясно, что, говоря «Господь»; «Создатель»; «Отче», армяне имеют в виду только одного Бога, ни о каком многобожии с профильными богами-министрами и речи быть не могло. Попросту, расправившись с письменным наследием Античности, как американские солдаты в Ираке – с музеем Древнего Шумера и Вавилона, «комиссары» от истории пришпандорили наших наиболее масштабных эпических героев прошлого к римским и эллинским «коллегам». Подтасовали наших к пантеону богов культуры, у которой не было ни устойчивой семьи, ни уважения к родителям. Какая семья, если боги, как заправские каннибалы, поедают то детей, то жен, а братья женятся на сестрах? Какой вообще отец, если Уран сажает своего сына Кроноса в клетку, чтобы тот вдруг не сместил его с важной должности? А тот, вырвавшись и сместив-таки, изобретает новый способ борьбы с дворцовыми переворотами, проглотив собственного сына Зевса. Но Зевс в свою очередь делает выводы на опережение и заглатывает… беременную жену Метиду. Вот почему родовые схватки начались у него в области темени, и Афина была рождена кесаревым сечением больной головы родителя.
Да и богини особенными материнскими чувствами не блистали: всем известна история с младенцем Гефестом, что не глянулся собственной маме – богине Гере, которая слыла покровительницей брака, будучи замужем за родным братом Зевсом. Так вот, богиня-покровительница семьи швырнула собственного ребенка с Олимпа, в результате чего тот сломал ножку, остался хроменьким, но отплатил маман тем, что, став богом кузнечного дела, приковал ее навеки к трону. Семейка, а? К детям и конкуренткам у нее вообще особое отношение было: и змей насылала, и слепоту, и безумие, и самовозгорание. А любимой птицей у нее была ворона. Так это богиня была или ведьма, прости Господи? Да и рядовые боги – сплошь интриганы, бездельники и те еще ходоки. Какие боги, если за каждым числится по нескольку статей УК даже по наиболее либеральным законам? И какие тут могут быть параллели с благородными, смелыми и полными любви и сострадания к людям Ваагном, Анаит, Астгик и Гиром-Тиром-Дпиром?
И есть тут одна забавная путаница в мозгах яйцеголовых ученых, утверждающих, с одной стороны, что Бог письменности у нас быть-то был, да вот письменности самой не было. Но с другой стороны, они же и их друзья-коллеги утверждают, что у греков и римлян буквы-то были, но среди сонмища богов – ни одного грамотного. Очень рекомендую специально перечитать «Илиаду» и «Одиссею»: ну ни разу ни один из богов или царей не берет у них в руки бумажку (дощечку; камешек; глиняную табличку), чтобы написать или прочитать письмо. И дело здесь не в незрячести Гомера, который был ослеплен в зрелые годы, а в нарочитой слепоте и редкой политической робости наших историков последнего столетия.
Так чья же это выдумка – армянское многобожие, – если не корпорации, претендующей на уникальность своего единственного бога Яхве? При этом древнееврейский – уникальный язык, в рамках которого слова «бог» и «боги» понимаются на удивление избирательно: при любом написании, слова трактуются исключительно в единственном числе, если речь идет о собственном бренде веры. И только во множественном – для остальных вер и религий. Но и это еще не всё: страх; испуг; боязнь; опасение; бедро (мягко выражаясь) и Бог – омонимы, имеющие одно и то же написание и звучание в этом языке: פחד. Вы можете себе такое представить для своего родного? Мы-то в свой пиктографический, сохранившийся в Шумере, период рисовали плечо – и понимали не только эту анатомическую часть, но также обучение, т.к. ուս/անել – это еще и «обучать; обучаться». А какую часть изображали иудеи для страха или бога?
Очевидную идею единобожия и истинного равноправия Бога и людей, установленную Им же, можно считать столь же древней, как сам армянский народ. Народ, в языке которого нет множественного числа для одной персоны у местоимения «ты» – при всех заслугах и регалиях адресата. На «ты» обращались сасунские храбрецы друг к другу, к своим князьям и царям, к халифу Багдада, к царице Египта, на «ты» обращались к Создателю и к Богородице. То же – во всех народных сказках армян. Эту же этику взаимоотношений с Господом Богом приняло христианство. Притом, что в древнееврейском языке разница между «ты» и «Вы» существует: את и אתה. Ну не странно ли? Между тем в ареале дальнейшего распространения павликеан – у македонцев, каталонцев, басков, баварцев, бретонцев, швабов, уэльсцев, литовцев, румын и даже китайцев и кхмеров – «вы» в обращении к одному человеку, и даже Богу, отсутствует, или отсутствовало еще 100-200 лет назад.
Так на каком языке писались Евангелия? Маштоц и ученики переписывали их с дворцового арамейского языка, что долгое время был универсален для всех континентов, известен всем как интернациональный язык античности и раннего Средневековья. Подчеркиваю, переписывали, а не переводили, потому что речь могла идти только об использовании разных систем письма в рамках одного языка. Но это длинный разговор, к которому еще вернемся, а пока придется констатировать невероятную зависимость ученых от власти вообще и власти денег в частности, в результате чего живы побасенки о том, что дворцовый арамейский – семитский язык, а авторы евангелий – евреи. Именно это поверхностное, но глубоко политическое утверждение дает им моральное право в дискуссиях с христианами заявлять, что те ничего не понимают в своей вере, поскольку читают на чужом языке. Но если обратиться к распространенному первоязыку, то напрашивается вопрос: а не может ли быть, что именно разговор на этом языке и был причиной «язычничества»? Ведь если обратить внимание на английский язык, слово «язычник» понимается там как нееврей; немормон и вообще человек, имеющий национальность.
А теперь вспомним о «наиболее еврейском», если не считать Иуды Искариота, апостоле – бывшем мытаре Матфее. Он захоронен подальше от охотников за святынями в армянском монастыре, оставшемся на дне изумительно чистого озера Иссык-Куль, по берегам которого и народ живет чистый и честный.
Известно, что в пятидесятые годы XIX в. замечательному русскому ученому Семенову- Тян-Шанскому, гостившему у Ордена братьев-мхитаристов на острове Святого Лазаря, в Венеции, была предоставлена карта для изучения. И было это не что-нибудь, а «Катаранская карта мира», составленная в 1375-1377 гг. братьями Абраамом и Аветом, у которых Кескес указано в качестве фамилии. Хотя понятно, что речь идет о соавторстве. Пытливый ученый обратил внимание на характерное изображение армянской церкви, расположенной на северном берегу озера Иссык-Куль. На карте было написано: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста». При этом церковь с крестом была соединена прямой линией с Иерусалимом, который ни при Христе, ни при братьях-катарах, ни вообще никогда не был частью Иудеи. Уже летом текущего года международная экспедиция, в соответствии с решением Правительства Киргизии, приступит к окончательному этапу подводных исследований. В ходе прошлых были найдены многочисленные артефакты с надписями армянскими и арамейскими письменами, монеты, периодизированные VI и далее веками. Но и это еще не всё: здесь в 20-30-х годах прошлого века из-под воды были извлечены фрагменты водопроводной системы, мельничные жернова, глиняные очаги, крупные камни правильной формы и кирпичи. То есть налицо целый город, затопленный непонятно каким образом. Землетрясение?
Церковное предание гласит: после того как апостол Матфей принял мученическую смерть, его последователи укрыли тело святого от поругания в краю, где не ступала нога римского легионера. Кстати, и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о неоспоримом факте: «Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении». На запрос Правительства Киргизии Ватикан дипломатично ответил: «По старой католической традиции считается, что мощи, находящиеся в Салерно (Италия) принадлежат апостолу евангелисту Матфею…» Таким образом, Ватикан не признается, что в Салерно – фальшивка, но и не вычеркивает из туристических справочников город, где продажа сувениров и экскурсий, вероятно, равна ВВП Киргизии. Или Армении.
Вообще можно подумать, что фальсификация мощей и создание ложных центров поклонения им – всего лишь бизнес, и ничего личного. Но на деле это создание информационного шума, позволяющего определенным кругам надсмехаться над несколькими копиями головы Иоанна Крестителя, правых дланей святого Фадея и т.д. В философии этот прием называется отравлением колодца, когда саму идею портят настолько, что всем боязно обращаться к ней, как испить из отравленного колодца.
А теперь обратимся к другому апостолу. Хоренаци свидетельствует, что после вознесения Христа, в Эдессу пришли его ученики Тадевос и Бардухимиос (Фаддей и Варфоломей), как Им и было обещано царю Абгару, излечили его от глазной болезни и помогли с организацией церковных служб. Если вам нужна маленькая лакмусовая бумажка в определении принадлежности информационного ресурса – просто дайте поиск по имени царя Абгара. В антиармянских и антихристинских его или не упоминают, или упоминают как некоего ближневосточного князя, при этом имя коверкают до неузнаваемости. Но все выказывают редкое единодушие в диагнозе его хвори: проказа! Вот бумажка и стала голубой.
Так вот именно Фаддей принес с собой в Армению то самое «копье Лонгина», которым был ускорен финал земной жизни Христа. После проповедей в Эдессе, помощи Абгару в создании церкви и назначении местного епископа, апостол Фаддей, снабженный специальной грамотой Абгара, направился в Васпуракан, провинцию Маку, или Артаз, к двоюродному брату Абгара – царю Санатруку. Проповеди апостола привели к массовому принятию населением христианства, и даже сам Санатрук и его семья крестились. Но после этого на Санатрука было осуществлено сильное внешнеполитическое давление типа звонка Нуланд или приезда Могерини, или чего-то столь же ультимативно-устрашающего. Во всяком случае, он внезапно отказался от своего крещения, а вновь обращенных, и в том числе собственную дочь Сандухт, отправил в темницу. Самого Фаддея он велел показательно кинуть в клетку ко львам, а разочарованный результатом – в плавильную печь. Но чудесная неуязвимость апостола возымела действие, и большая часть жителей царства продолжила массово принимать крещение. В конце концов, Фаддей был-таки исподтишка проткнут кинжалом неизвестным киллером в городе Шаваршан в 66 году от Рождества Христова, и похоронен там же. На месте могилы вскорости была построена часовня, а в IV веке – замечательная церковь Армянской Апостольской церкви в честь Святого Тадевоса.
Здесь остается добавить, что церковь находится в 60-и километрах от трассы Тегеран — Базарган, и, как и все очаги ААЦ на территории Ирана, находится в идеальном состоянии благодаря особому вниманию государства, включившего эту церковь в список охраняемого всемирного материального наследия ЮНЕСКО. Вот вам и Иран, вот вам и ислам, дорогие мои. Вот почему и была предпослана этой главе история об антиармянских художествах Маздака. Иран-то был Иран – но оказывается, сам не свой! И то же можно утверждать о различных периодах в политической жизни большинства наших соседей.
Та же замечательная, но трагическая история произошла с апостолом Бардухимеосом, или Варфоломеем, что преодолел длинный и сложный, оправдывающий его имя, путь по армянскому миру, побывал даже в Индии, где крестил великое множество людей. Но прибыв в Армению и узнав лично от Тадевоса, при встрече в Арташате, о гонениях Санатрука, решил исправить ситуацию и пошел в Васпуракан. Его история столь же полна чудес с массовым крещением народа, и в том числе – сестры Санатрука и командира тысячного войска. Но и столь же трагична. Убитый апостол был захоронен в могиле невинной Сандухт, а позже мощи были перенесены в Ванскую область, город Адамакерт, где в честь его воздвигнута церковь Святого Бардухимиоса. И так можно перебрать всех апостолов, которые обязательно или держали путь по территории Армении, или проповедовали вместе с армянами, и обязательно в захоронении их тел или мощей участвовали последние. А нас почему-то квотировали всего двумя апостолами, да и в последнее время ну так педалируют их еврейское происхождение, что диву даешься: как же им, иностранцам, удавалось обращать армян? Только демонстрацией чудесных фокусов? И армяне ради этого цирка крестились? Без слов, убеждений, аргументов, ответов на вопросы и длинных умных разговоров? Без «разбиратов»? Армяне-то?
«Апостольство» и «миссионерство» – синонимы в армянском языке. Цепочка Առաքելություն — Առաքեալ — Առաքել глубинна и демонстрирует изначальную связь Миссии – Апостолов – и доныне популярного мужского имени Аракел. А ведь в иврите и вообще у иудеев такого нет и не может быть!
Но если вернуться к массовому крещению населения Эдессы и Васпуракана еще при жизни учеников Христа, то стоит здесь обратить внимание на интересный языковой феномен. Буквально все армянские источники называют принятие христианства выражением «դարձի գալ». Между тем слово դարձ (дардз) является омонимом двух разных смыслов: «возвращение» и «принятие крещения». Даже армянская народная традиция «отпуска» на пару недель вышедшей замуж дочери в родительский дом – тоже «дардз». То есть «дардз» в армянском языке – это очевидное возвращение, а не переход или обращение, как в большинстве языков. Так может быть, Христос пришел для того, чтобы именно вернуть утерянную под неким давлением древнюю веру? И чудо массового принятия армянами христианства состоит также в том, что было оно своим, родным, и нужна была помощь Сына божия именно для возвращения в лоно своей веры? Если уж я, спустя пару тысяч лет, заметила эти серьезные лингвистический и социальный аргументы в пользу того, что вера-то была древняя, и армянская, а не иудейская, как нам сейчас впаривают уже без оговорок, то каково было павликеанам? Павликеанам, в которых была жива родовая память, традиции. Павликеанам, что спустя всего двести лет после принятия христианства Арменией поняли, чьи руки вновь прибирают чистую веру их предков?
Недавно в Массачусетском технологическом институте ученые сумели вживить мышам ложную память. Они преуспели благодаря манипуляции с отдельными нейронами мозга мышей в рамках методики, называемой оптогенетикой и позволяющей контролировать клетки мозга. При облучении синим светом, измененные клетки в мозгу грызуна активно производили ответственный за память белок. Мышь помещали в камеру, давали обнюхать ее, досконально изучить и благодаря синему свету – хорошо запомнить. На следующий день ту же самую мышь переселяли в другую камеру, где подвергали электрическому шоку так, чтобы она запомнила испуг. И тут же включали синий свет, ассоциируемый ею с первой камерой! Результат – пережитый испуг связывался в памяти мыши с первой, и безопасной, камерой – но никак не со второй, где ее реально мучили.
Этноним «армянин» десятками веков был синонимом христианина по всему миру. И для того, чтобы среди армян появились сонмы атеистов и противников христианства как такового, а из биографии народа было вычеркнуто всё, кроме торгашества, следовало проделать нечто подобное. И проделали. И не только с армянами.

Лия Аветисян

Продолжение следует

Новости партнеров (RedTram)
Loading...

Related articles

  • Когда, кому и как досадили павликеане? (Часть 9)

    Продолжаем публикации Лии Аветисян. Предыдущие части можно прочитать по ссылке http://geoclub.info/tag/pavlikiane/   Рождается человечек. Возможно, с точки зрения инопланетян он урод. Потому что у него непропорционально огромная для крошечного тела голова, короткие ручки-ножки, здоровенное пузико и беззубый рот. Он жадный и плаксивый, сонный и немой. Но для каждого нормального землянина он — пусть чужой — предел совершенства. Ведь

  • Когда, кому и как досадили павликеане? (Часть 8)

    У армян существует многопараметрическая система сохранности связи поколений. Это имена дедушек-бабушек (а часто — прадедушек и прабабушек или даже их братьев или сестер)

  • Когда, кому и как досадили павликеане? Часть 7

    В феврале 2011 года норвежцу Андерсу Брейвику пошел 33-й год. А 22 июля он устроил пятисоткилограммовый взрыв рядом с Домом правительства в Осло, от чего повыскакивали стекла из окон всего квартала, практически было разрушено главное министерство страны – Нефтедобычи и переработки, а также множество офисов и одна редакция таблоида

  • Когда, кому и как досадили павликеане? Часть 6

    Трудно сказать, чего в нем было больше: хорошего или плохого, в Двинском соборе 554 года. С одной стороны, всё было верно: Собор вынес определение отмечать Рождество Христово и Богоявление 6 января, поскольку армяне точно знали и помнили, когда у Него был день земного рождения. И как праздновали с самых первых, апостольских времен, так и продолжают по сей день.

  • Когда, кому и как досадили павликеане? (Часть 4)

    Часть 1: http://geoclub.info/kogda-komu-i-kak-dosadili-pavlikeane-chast-1/ Часть 2: http://geoclub.info/kogda-komu-i-kak-dosadili-pavlikeane-chast-2/ Часть 3: http://geoclub.info/kogda-komu-i-kak-dosadili-pavlikeane-chast-3/ Вот мы с вами всё на запад да на Запад раннего Средневековья обращаем свои взоры, а между тем к югу от Армении происходили любопытные исторические события. И было это не что-нибудь, а сексуальная революция V века. И не где-нибудь, а в Персии. В Персии! Вот цитаты из лозунгов революции

Авторские права

Материалы, опубликованные без указания источника принадлежат ЕГК, и/или авторам произведений публикующихся от имени ЕГК.

Все представленные материалы являются частным мнением, и не претендуют на опровержение или подтверждение иных взглядов.

Материалы

Использование материалов ЕГК допускается с указанием источника. Электронные документы в формате PDF свободны для распространения.

КОНТАКТЫ

Почта: geoclub.info@gmail.com Вступить в клуб
Правила клуба